Наргиса Исмоилова. Режиссёр и педагог.

Шарқ юлдузи/ Dekabr 21, 2014/ 2011, № 3-4, Публицистика

Баҳодир-АҳмедовЛюбители искусства хорошо знают Баходыра Ахмедова как талантливого режиссера студии «Узбектелефильм», создавшего несколько сотен документальных и игровых телефильмов, умеющего, не останавливаясь на достигнутом, расширять горизонты своего жизненного призвания.

Когда сегодня студенты Государственного института искусств Узбекистана встречают в аудитории своего преподавателя, они знают, что их учитель, взвешивающий каждую фразу, основывает свои суждения и выводы на собственном богатом опыте.

Будучи еще мальчишкой он зачитывался приключенческими книгами. Книга «Алые погоны» так его увлекла, что чуть было не сподвигла на побег из дома и поступление в Суворовское училище. Это был конец 40-х годов XX века – послевоенное время, и в училище брали исключительно сирот, потерявших родителей на войне. Родители Баходыра, к счастью, были живы, а это значило, что ему уготован иной путь.

Детство его прошло в районе Рабочего городка г. Ташкента, где он живет и поныне. За эти годы среди его соседей были многие известные люди, ученые, писатели. На их улице жили известный драматург Зиннат Фатхулин и писатель-фронтовик Адхам Рахмат. Часто мимо уличной детворы величественно шествовал писатель Ойбек. По соседству проживали такие видные творческие люди, как Зафар Диёр, Акмаль Пулат, Миртемир, Уткур Рашид, Шукур Сагдулла, Саид Ахмад, знаменитый кинорежиссер Наби Ганиев, позднее Шухрат Аббасов. С Эльёром Ишмухамедовым, ярким представителем новой волны узбекского кинематографа 60–70 годов, они ходили в один детский сад.

Такое соседство с творческими людьми не прошло бесследно. В 1990-м году им был создан фильм о поэте Усмане Насыре, репрессированном в 30-х годах. Его сестра Рохатой ая жила на параллельной улице.

После восьмого класса жизнь Баходира Ахмедова начала меняться. В 1959 году в подсобных помещениях кинотеатра «Ватан» открылся кинотехникум. На этом месте ныне находится Государственный национальный театр Узбекистана. Сдав документы, Баходир Ахмедов надеялся, что именно здесь его и научат снимать кино. Но оказалось, в учебном заведении учили ремонтировать оборудование кинопроката и кинопроизводства. Утешало то, что постоянно крутили популярные фильмы, и можно было ощутить себя причастным к миру кино. На последнем курсе студентов направили на практику в «Узбекфильм», чтобы таким образом связать полученные теоретические знания с практикой. Тогда же при киностудии Ахмедов поступил на годичные курсы для ассистентов операторов и кинорежиссеров, на которых преподавали мастера узбекской кинематографии. Их методы преподавания и опыт он в последующем использовал и в своей профессиональной деятельности.

В 1964 году Баходир Ахмедов также закончил курсы при «Узбекфильме» и Кинотехникум. Вместе с ним учились известные в последующем работники искусства: Рустам Хамдамов, один из видных деятелей мирового кино, который теперь живет и творит в Париже, а также мастер дубляжа кино Юлдаш Абдукаримов.

После получения двух дипломов Баходир Ахмедов подал заявление и поступил на вечернее отделение юридического факультета ТашГУ. Какие мысли владели им в то время? Может, все-таки, желание обрести вполне земную профессию? Но эти метания продолжались недолго. Его призвали в армию, и три года он прослужил в городе Горьком. На второй год военной службы он перевел документы во Всесоюзный юридический институт, находящийся в этом же городе. В армии его назначили начальником клуба, киномехаником и почтмейстером в одном лице, так как у него был соответствующий диплом. Ему приходилось искать, изучать литературу про кино, чтобы читать лекции для солдат. Военная служба прошла для него как бы под лозунгом «Даешь кино!». Вернувшись домой, он понял, что никакого юриста из него не получится и решил учиться дальше.

Он сдал документы в Ташкентский театрально-художественный институт на режиссерский факультет. Выпустив дипломный спектакль «Дорогой мальчик» в ТЮЗе имени Ю. Ахунбабаева, в 1972 году поступил на работу в «Узбектелефильм». Затем в 1976 году подал документы в Москву на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино.

Свою приверженность кинематографической среде Баходир Ахмедов объясняет тем, что на него повлиял муж сестры – Латиф Файзиев, народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии, известный узбекский кинорежиссер.

Он поступает на Высшие режиссерские курсы. Обучение в мастерской народного артиста России, режиссера Эмиля Лотяну, известного по фильмам «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова» привнесло в творчество Баходира Ганиевича элементы поэтического, лирического кино, свойственного его учителю. Будучи на съемках фильма «Мой ласковый и нежный зверь», он наблюдал, как Лотяну искал в каждом эпизоде особую, значимую деталь.

В молодости Б. Ахмедов был приверженцем фильмов итальянских неореалистов, в частности Бергмана. А поэтическое кино Э. Лотяну опосредованным образом повлияло на лирическую линию в его творчестве.

Ознакомившись с фильмографией режиссера, можно проследить разнообразие тем, но в целом прослеживается единая концепция – личность человека изображается детально, крупным планом. При этом в конце 80-х годов — это женские образы, в 90-х годах — знаменитые современники: Усман Насыр, Чулпан, Фитрат, Ойбек, Шайхзода, Латиф Файзиев. А с обретением Узбекистаном Независимости режиссер стал раскрывать в своем творчестве образы и характеры, принадлежащие новому времени.

По признанию самого режиссера, интересы и настроения постоянно меняются. Одни темы оказываются исчерпанными, другие – уходят из поля зрения из-за отсутствия интереса и актуальности, третьи – волнуют с новой силой и приходится возвращаться к ним вновь и вновь, четвертые – находятся в процессе созревания, а затем и рождения.

Многие люди, прожившие большую часть своей жизни, признаются, что половину отпущенных им судьбой задуманных дел они все же осуществили. В этом отношении Баходир Ганиевич к себе по-своему критичен. Создав на нынешний момент более 200 фильмов, он считает, что реализовал себя в жизни и в творчестве не более, чем на 70 процентов.

Ахмедов строг и справедлив с теми, кому суждено двигать вперед национальное кино и телевидение. Он преподает в институте, который ему знаком и дорог. Здесь много лет назад он, еще молодым специалистом слушал выступления замечательных педагогов, представителей узбекского искусства: режиссеров И. Радуна, В. Григорьева, М. Рубинштейна, Т. Исраилова, искусствоведов Я. Фельдмана, А. Рыбника, Л. Ходжаевой.

Учеба у режиссера Э. Лотяну, практические советы А. Хамраева при создании дипломного фильма «Эшмат – добрый ангел», не прошли даром. Он научился снимать не только документальные ленты, но и фильмы игровые, многосерийные. Зрители помнят его сериалы «Под высокими горами», «Лафз», «Сад», «Имон» и, транслируемый с большим успехом на каналах Узбекского телевидения национальный сериал «Калдиргочлар яна кайтади».

Со временем пришло понимание, что накопленный богатый творческий опыт требует систематизации, обобщения. Одна за другой издаются книги Б. Ахмедова «Один день и вся жизнь», «Фильмы для голубого экрана», «Под знаком кино», «Телевизионное кино Узбекистана» и др. Одна из его работ становится основой диссертации, которую он успешно защищает в институте искусствознания.

Сегодня Б.Г. Ахмедов – один из самых авторитетных знатоков телевизионного кино, ученый, кандидат искусствоведческих наук, профессор Государственного института искусств Узбекистана, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Не прерывая свою практическую деятельность на студии «Узбектелефильм», он как учитель, все силы и знания отдает воспитанию молодого поколения – будущего нашего киноискусства.