Гулям Ахмеджанов. Духовно-нравственное развитие и историческая память.

Шарқ юлдузи/ Dekabr 17, 2014/ 2011, № 2, Публицистика

baysun4В наше время вопросы исторического наследия, возвращение к исторической памяти находятся в центре внимания не только историков и государства Республики Узбекистан, но и широкой общественности нашей страны. Исторический компонент становится важной составной частью национальной идеологии и решения задач духовно-нравственного совершенствования.

За годы суверенного развития благодаря интенсивной исследовательской работе ученых Узбекистана были заново открыты многие, неизвестные ранее, страницы национальной истории, вскрыты целые пласты исторического прошлого. В результате историческая наука вновь обрела свою исконную функцию – служить народу и духовному прогрессу общества.

Историческое прошлое Центральноазиатского региона, на территории которого зарождались многочисленные государственные образования, в частности, империя великого Амира Темура, вызывает повышенный интерес к ним широкой общественности и исследователей разных стран.

В начале сентября 2010 года в столице Республики Азербайджан городе Баку в Бакинском госуниверситете состоялась презентация книги Ислама Каримова «Высокая духовность – непобедимая сила» на азербайджанском языке. В мероприятии приняли участие депутаты парламента, председатель Управления мусульман Кавказа шейх А. Пашазаде, ученый Академии наук, профессорско-преподавательский состав БГУ, представители общественности и СМИ Азербайджана, дипломатического корпуса и др.

В своем выступлении ректор БГУ, депутат Милли Меджлиса А. Магеррамов отметил, что в своем труде узбекский лидер затрагивает самую актуальную для всего человечества проблему, связанную с духовностью человека, поскольку духовное обнищание может привести к непредсказуемым пагубным последствиям. Также он подчеркнул, что его всегда восхищали и продолжают поражать глубокая мудрость, дальновидность, принципиальность и твердость Президента Узбекистана. И невозможно не согласиться с мнением автора книги о том, что без духовности нельзя говорить о государственности вообще.

Председатель Управления мусульман Кавказа А. Пашазаде выразил свое мнение, сказав, что древняя узбекская земля дала миру многих великих ученых, труды которых внесли неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Он отметил, что Узбекистан является его второй родиной, так как здесь прошла его молодость, здесь он сформировался как религиозный деятель, получил среднее и высшее духовное образование а также познал и воочию увидел истинную суть толерантности, человеколюбия, заботы о культуре, традициях, обычаях и всего, что свято для человека.

По оценкам председателя УМК, в нынешнее непростое время все являются свидетелями того, что мир охвачен такими пагубными явлениями, как терроризм, экстремизм и сепаратизм. Деструктивные силы, прикрываясь знаменем ислама, пытаются заложить основу для таких пороков, как исламофобия и нетерпимость к правоверным последователям ислама. На фоне этих негативных явлений взвешенная, прагматичная и трезвая политика Президента Узбекистана, основанная на духовности и национальном самосознании, служит одним из важных факторов, создающих мощный заслон на пути распространения подобных предрассудков. Он отметил, что в произведении «Высокая духовность – непобедимая сила» глубоко и всесторонне раскрыто значение духовности в жизни общества. И то, что в книге освещены самые актуальные вопросы духовной сферы, которые вносят весомый вклад в более глубокое понимание таких общечеловеческих качеств, как добро, великодушие, скромность.

На каждой странице этого произведения отражаются глубокое уважение и бесконечная любовь к Родине, народу и духовным ценностям и то, что нет будущего у той нации, которая не знает своей истории и забыла свое прошлое.

Как отметил А. Пашазаде, не менее важное значение этого произведения заключается в том, что оно призывает человечество к еще более решительным действиям для обеспечения всеобщей безопасности и стабильности.

Председатель общества дружбы «Азербайджан – Узбекистан» Э. Ибрагимов дал свою высокую оценку произведению И. Каримова сказав, что книга Ислама Каримова имеет одинаковое значение, как для узбекского, так и для других народов мира. Эта книга важна для Азербайджана и азербайджанского народа, в связи с тем, что написана Президентом братской и дружественной страны. И она вдвойне дорога, поскольку узбекский и азербайджанский народы связаны многочисленными узами истории, религии, языка, традиций, имеют одинаковые пути развития.

Председатель Комиссии парламента по региональным вопросам Н. Джафаров подчеркнул, что Узбекистан всегда был и остается олицетворением великих свершений: если Франция сыграла великую роль в обогащении европейской культуры, то практически все передовые достижения тюркского мира, в том числе в сфере духовности, во многом связаны с Узбекистаном.

Член общества дружбы «Азербайджан – Узбекистан» Э. Мамедов отметил: «Узбекистан имеет богатую историю. Известный государственный деятель Амир Темур, создав основу Узбекской государственности, образовал государство Темуридов. Именно в этот период на мусульманском востоке наблюдалось активное развитие науки, литературы и архитектуры. Основатель современного узбекского государства Ислам Каримов привел свой народ к независимости…

Сегодня в Узбекистане уделяется особое внимание созданию основ национальной идеологии и общественного сознания на основе уважения и защиты моральных ценностей народа, исторического наследия, традиций, возрождения и развития обычаев, общечеловеческих и национальных ценностей»[1].

В контексте сказанного следует отметить, что вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Амира Темура в различные периоды и в настоящее время находятся в центре внимания ученых зарубежных стран. Уже к XX веку в мировом востоковедении сформировалось отдельное научное направление – «Тимуроведение», в основу которого легли исследования Р. Гроссе, Л. Керэна, Е. Росе, Х. Хукхем, Ф. Манц, Г. Голомбека, А. Дерага, Кадзуко Еноки, Е. Ману, М. Россати и др.

К настоящему времени многие письменные источники средневековья, посвященные Амиру Темуру, переведены на европейские языки. В библиографию исследований периода Амира Темура и Темуридов, опубликованную в 1996 г. в Париже, вошло более 450 произведений[2].

К 2000 году данный список был пополнен еще более чем 50 работами. К их числу на сегодня можно отнести книгу Джастина Мароцци «Тамерлан завоеватель мира. Полководец, у ног которого лежал весь мир» (перевод с английского А.Г. Больных; Издательство «Астрель». Полиграфиздат. Москва – 448).

Произведение ученого и журналиста Джастина Мароцци с его обширным исследованием можно отнести к жанру исторического романа, построенного в основном на высокохудожественном пересказе – переводе на английский язык таких произведений, как «Зафарнаме» Шарафуддина Али Язди, «Дневник похода Амира Темура в Индию». Автор пытается изложить материал о Железном Темуре, как его называли современники. Легендарный полководец средневековья, создатель грандиозной империи, военноначальник и стратег, не потерпевший ни единого поражения, он был суров и безжалостен – однако именно при его правлении расцвели наука и искусство в Центральной Азии… Каким же был А. Темур – сложная незаурядная личность, чье имя навеки вошло в исторические хроники? Джастин Мароцци, как ученый, проделал большую исследовательскую работу о жизни и деятельности основателя великой империи Темуридов. Заслуживает положительной оценки внимательное прочтение и использование им в книге накопившейся огромной литературы и материалов по Темуроведению.

Однако общую положительную оценку книги, ее целостность искажает неприятное впечатление от развязных рассуждений Джастина Мароцци о личности Амира Темура (стр. 100). Циничны и высокомерны его рассказы о современном возрождении исследований исторического периода той эпохи, а также личности Амира Темура.

В другом издании «Владимир Путин. Рано подводить итоги»[3] уже российские авторы допускают такой пассаж: «Узбекская историография превозносит Амира Темура, а в Государственном музее А. Темура висит карта, на которой часть территории России (в том числе Москва) обозначена как зона влияния великого правителя[4].

Но ведь здесь нет никакого искажения исторической правды. Действительно, зона влияния империи Амира Темура простиралась далеко за пределами нынешнего пространства России, за Уралом. Велика слава победы русских ополченцев в сражении на Куликовском поле в 1380 году над татаро-монгольскими полчищами Золотой орды. Но эта историческая победа Дмитрия Донского стала возможной благодаря ослаблению власти Тохтамыша от разгромных ударов Амира Темура. Об этом свидетельствуют высказывания Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского в их монументальном издании «Золотая орда и ее падение», где они в подтверждение своих высказываний ссылаются на мнение М.С. Соловьева, титана русской историографии.

Впрочем, такие исторические личности как Александр Македонский, Наполеон, Петр Великий, Уинстон Черчилль, генерал Шарль де-Голь, даже одиозные Иван Грозный, Чингизхан и Мао Цзе-Дун не для всех стран и народов являются почитаемыми культовыми личностями, но они остаются таковыми для истории.

Так почему же такая историческая личность, как великий Амир Темур, должна быть, мягко говоря, «персоной нон грата» для некоторых иностранных авторов? К тому же таким авторам частенько придерживающимся европоцентристских взглядов должно быть известно, что во Франции, Великобритании, Германии и других странах Запада интерес к личности Амира Темура не ослабевал никогда. Нельзя игнорировать тот факт, что именно он пресек движение войска Золотой орды вглубь Европы, надолго приостановив тем самым завоевания. Это подтверждают слова Президента Узбекистана Ислама Каримова: «Мы с гордостью осознаем, что дух просвещенного Мавероуннахра, расцвет науки и искусства в эпоху Темуридов оказали благотворное влияние на процесс европейского Возрождения, содействовали общемировому прогрессу[5]».

Джастин Мароцци, как путешественник по Узбекистану, Афганистану и Индии проявляет крайнюю непорядочность в нравственном отношении. Он акцентирует внимание на ничтожных бытовых мелочах, как журналист, создающий «компрометирующий материал» из ничего. Например, его грубые сравнения исторических памятников с современными развлекательными объектами бросают тень на него самого, как на слабого автора и непрофессионального, неумелого журналиста.

Где бы не путешествовал Мароцци, чтобы удовлетворить свое любопытство и затем описать увиденное в своей книге, он действовал способом «мелкого лазутчика». Так он описывает свое посещение в Герате Калаи-Ихтияруддин, цитадели, которую талибы использовали как армейскую базу и арсенал: «Угрюмый солдат – талиб, стоявший на страже, сказал мне, что цитадель и мавзолей в ней закрыты, но после небольшого спора и обещанной взятки, он согласился провести меня по крепостной стене, на которой были установлены девять орудий».

После чтения этой книги у читателя остается неприятный осадок в душе. Очень жаль, что автор не воспользовался предоставленной ему возможностью для осуществления своей исследовательской и журналистской цели, контактами и поддержкой известных ученых – знатоков эпохи Амира Темура и Темуридов: Х. Зияева, А. Ахмедова, У. Уватова, А. Саидова, Х. Кароматова и др.

От них Джастин Мароцци мог бы узнать, что благодаря Амиру Темуру Узбекистан является хранителем уникальной рукописи священного Корана, записанной Усмоном Мусхафи. А также, что в здании музея Амира Темура находится Международный благотворительный фонд, носящий имя великого основателя империи Темуридов, в более чем пятисотлетней истории которой засверкали такие имена как Навои, Улугбек, Бобур, Бехзод и др. Здесь же он мог бы встретиться с народным писателем Узбекистана Мухаммедом Али, чьи романы об Амире Темуре и эпохи Темуридов являются бесценным достоянием современной культуры Республики Узбекистан. Мароцци было бы полезно узнать о том, что именно в эпоху Амира Темура и Темуридов почитание исламских святынь и соблюдение общечеловеческих канонов ислама, толерантности стали нормами в повседневной жизни каждого, несмотря на национальные и религиозные убеждения. Здесь в Туркестане всегда мирно жили представители различных религий – мусульмане, христиане, иудеи, буддисты и др. А Мароцци вместо этого собирал «материалы», воспользовавшись услугами обывателей-неудачников, некомпетентных людей, неспециалистов.

Книга Джастина Мароцци – это бездарно растянутый памфлет на историю и современность. И в заключение хочется добавить, что общее впечатление от книги и автора оставляют желать лучшего, так как у Джастина Мароцци порой заметно полное отсутствие и непонимание таких общечеловеческих качеств, как добро, великодушие, порядочность, скромность, о коих немало написано в священных книгах, оставленных в наследство нашими великими предками, из глубины веков призывающих нас следовать этим вечным ценностям.

[1] Материал взят из газеты «Народное слово». Презентация книги Президента Узбекистана в Бакинском университете. № 186, 2010 г., 24 сентября.

[2] Ртвеладзе Э.В., Саидов А.Х. Амир Темур в зеркале мировой истории. Ташкент, 1999 г. 112 с.

[3] Путин Владимир. Рано подводить итоги. Коллектив авторов. Москва, 2007 г. 447 с.

[4] Там же. С. 367.

[5] Каримов Ислам. По пути созидания. Ташкент, «Узбекистан». Собр. соч., Т. 4. С 339.