СамарқандВеличайший мыслитель, лидер джадидского движения, известный просветитель, политический деятель, драматург Махмудходжа Бехбуди родился 19 января 1875 г. в г. Самарканде, в семье муфтия. Первоначальное образование он получил у своего дяди по матери Мухаммада Сиддика. Затем продолжил обучение в начальной старометодной школе и медресе. Знал арабский, персидский, русский и другие языки. Исполнял обязанности мирзы и казия, занимал должность муфтия в местечке Джанбай недалеко от Самарканда. В 1900 г. совершил паломничество в Мекку.

В 1903–1904 гг. посетил Москву, Петербург, Казань и Уфу. В 1914 г. путешествовал по Турции, Египту и другим арабским странам.

М. Бехбуди имел и религиозное, и светское образование.

Обладая широким кругозором и глубокими знаниями, он всегда выступал против консерватизма и невежества и в своих произведениях призывал к правильному пониманию и толкованию исламской религии.

На страницах национальной периодической печати Туркестана было опуб­ликовано множество его статей, посвященных социальным и политическим проблемам Туркестана, а также вопросам культуры, религии и воспитания молодежи. В центре его внимания постоянно находились вопросы образования и просвещения. В своих статьях «Мурожаат» («Обращение»), «Саёхат хотиралари» («Воспоминания о путешествии»), «Сарт сузи мажхулдир» («Слово сарт неизвестно») и других он подвергал критике консервативное духовенство, реакционную традиционность и невежество как в образовании, так в культуре, быту и рели­гиозном сознании. Просветительские идеи М. Бехбуди были широко подхвачены его сподвижниками и пропагандировались через издаваемые джадидами газеты, журналы и новометодные школы.

В 1911 г. он написал драму «Падаркуш» («Отцеубийца»), которая способствовала продвижению идей прогресса, особенно в сознании молодежи.

В 1913 г. в Самарканде М. Бехбуди основал газету «Самарканд» и журнал «Ойна», на страницах которых находили отражение все животрепещущие проблемы того времени. Он поддерживал и другие джадидские издания и сотрудничал в газетах «Садои Туркистон», «Садои Фаргона», «Хуршид» и др.

Махмудходжа Бехбуди считается одним из первых основателей и пропагандистов новометодных школ, автором учебников и учебных пособий для учителей и учеников.

После февральский революции и октябрьского переворота 1917 г. и прихода к власти большевиков М. Бехбуди, будучи лидером джадидизма, переросшего от просветительского в общественно-политическое движение, выдвигал идеи освободительной борьбы коренного населения Туркестана за свои права, поднимая вопрос об автономном статусе Туркестана.

Его слова «Права не даются, а завоевываются!» стали девизом для джадидов. Расцвет его политической деятельности приходится на весну 1917 г., когда он являлся членом Краевого Совета мусульманских депутатов, членом редакции газеты «Хуррият», участником четырех Краевых мусульманских съездов. Возникновение первых политических организаций Самарканда также связано с именем М. Бехбуди.

Он принял непосредственное участие в образовании Туркестанской автономной республики под названием Туркистон Мухторияти, был введен в состав Временного национального собрания (Миллий маджлис) республики. После ее ликвидации, он отошел от политики и работал заведующим отдела образования в Самарканде. Но это не означало, что он отрекался от надежды на национальную независимость родины. В тот период, когда советское правительство развернуло незаконные действия по отношению к интеллигенции и предприняло шаги к репрессиям М. Бехбуди попытался выехать за пределы Туркестана и донести правду об этих событиях до мировой общественности. Однако, именно в этот период, весной 1919 г., по приказу Бухарского эмира он был арестован и казнен в г. Карши.

Местонахождение могилы Махмудходжи Бехбуди неизвестно.

Саҳифа 2 179 марта ўқилган.