Фантазировать о далёких мирах и неизведанных вселенных, полных недосягаемых идеалов и розовых мечтаний – не мой удел. Все мои желания всегда носили совершенно простой и ясный характер. Видимо, поэтому действительность как осуществленная реальность со всем идеальным, которое приняло вещественный, материальный характер, видится мне самым интересным, впечатляющим и захватывающим зрелищем из всех возможных. Так что же произошло в моей жизни? Как случилась галерея современного искусства? Как и всё самое трудное – в жарких спорах. Или благодаря миниатюрной игольнице, о которой я как-то писала в журнале «Звезда Востока». Собирательство фарфоровой скульптуры привело меня в итоге к двум выводам. Во-первых, нужно чётко очертить круг своих интересов в этой сфере: анималистическая скульптура, персонажи сказок и басен, герои литературных произведений, агитационный фарфор, воплощение образов реальных людей, утончённые образы танцовщиц или галантные сцены в стиле Ватто… Во-вторых, собирателя может интересовать продукция просто конкретного завода, а может фамилии и произведения определенных художников… Это выбор каждого коллекционера.
Мне показалось, что интереснее для меня и актуальнее переключить внимание на изобразительное искусство, результатом чего стала моя очень небольшая и скромная коллекция живописи, а самое главное, моё очередное увлечение вылилось в рождение галереи современного искусства ZERO LINE в центре нашей столицы.
Споры, грозы, молнии, взаимные обвинения, молчание… поиск диалога, точек соприкосновения, взаимная заинтересованность, дружба, совместный труд, и в результате – рождение нашего уже многим известного арт-пространства. Вот все ипостаси общения, которые нам пришлось пройти с человеком, во многом благодаря которому галерея ZERO LINE начала свою непростую, но полную неожиданных открытий и ярких событий жизнь. Именно Вячеслав Ахунов является тем «пламенным мотором», благодаря которому в галерее кипит работа, «циркулирует кровь» и этот по-настоящему живой организм дышит, растет и развивается.
О, сколько неожиданных слов было мною услышано от «сочувствующих», «остро переживающих» и «желающих помочь» новому делу! Зла ни на кого не держу, но высказанные фразы со стороны «авторитетов» были столь необычны, что достойны особого блокнота для коллекционирования «мудрых изречений». Ну, например:
«Цвет стен вашей галереи не как в Лувре, это не наш уровень» (Искусствовед).
«Блеск кафеля своим отражением мешает созерцать живопись Г. Моисеева» (Искусствовед).
«Наше искусство не смотрится на этих стенах, и очень жаль, что в вашей коллекции нет работ мастеров эпохи Возрождения» (Искусствовед).
«Моей ноги не будет больше в вашей галерее, так как это пространство слишком буржуазное» (Искусствовед).
«Если в коллекции нет Волкова, то и коллекцией это назвать никак нельзя». «Главное – это рейтинг художника в “Справочнике Единого художественного рейтинга России”. Вот у меня – рейтинг 3, просто я невостребованный» (академик АХРУ).
«Я за такие копейки не собираюсь продавать свои работы» (художник за 40, не имевший ни одной персональной выставки, которому со стороны галереи не поступало никаких коммерческих предложений).
Я, правда, отношусь уже с юмором ко всем этим перлам, но, согласитесь, они стоят того, чтобы войти в историю арт-пространства. И мне понравилась одно высказывание из интервью А. Кончаловского: «Как Толстой говорил, когда молодую лошадь запрягают, она брыкается и бьет себя задними ногами. Потом устала и пошла. И телега поехала. Так и я перестал брыкаться и тащу телегу». Вот и я стараюсь тоже не терять драгоценную энергию, а просто «тащить телегу», иногда только думаю, что не хватает ещё и шор. Но я, наверное, «слишком живой» человек и никогда мне не понять, как можно не проявить уважения к такому уникальному коллекционеру живописи, как Алексей Константинович Назаров, не придя к нему на первый его творческий вечер, где он так подробно рассказывал о себе и своей коллекции (явился один художник и несколько его близких, которые были приглашены лично Алексеем Константиновичем). А ведь скольким художникам он помог и продолжает поддерживать! Или проигнорировать встречу с Владимиром Александровичем Карасёвым, к которому стоит очередь наших живописцев с просьбами о пресс-релизе к очередной выставке…
Ну да ладно… Сегодня галерея живёт полной жизнью, рассказывает свою уникальную историю, которая тщательно архивируется в отличие от многих сегодняшних проектов, от которых единственный оставшийся след – заметка в прессе и коротенький пресс-релиз. Прошло время серьезных монографий на сотню страниц, где текст занимает основную часть издания, а порой черно-белые иллюстрации лишь дополняют серьезный и вдумчивый труд искусствоведа. Настало время каталогов, в лучшем случае с приличными фотографиями и кратким вступлением авторитетного гуру от искусства. В редких единичных случаях встретишь монографию о нескольких наших художниках, где Полигимния поёт хвалебную оду и раздает щедрые подношения сынам златокудрого сребролукого бога света Апполона.
Что же делать? – вот извечный вопрос.
Работать – другого выхода нет и быть не может. Доказывать всем своим существованием право на достойную жизнь, воплощение замыслов и открытое высказывание мнений и собственных идей. Что же сделано за год существования галереи?
Начну рассказывать вам, дорогие читатели, о событиях за год, хотя произошло слишком многое, и я не уверена, что моё повествование будет всеобъемлющим. Не хотелось бы, чтобы это звучало как банальный отчёт о проделанной работе. Не так давно просматривала видео в телефоне и наткнулась на видеоряд с кадрами ремонта. До открытия было ещё очень далеко, и мне даже трудно было представить, сколько событий ждёт впереди. Но уже тогда многое было очевидно. Команда профессионалов успешно осуществила дизайнерские задумки моей мамы – профессионального архитектора, а как грамотно распределить пространство и какое техническое оборудование необходимо для арт-галереи, подсказывал Вячеслав Ахунов, принимавший активное участие в ремонте, за что я ему очень благодарна.
Листаю нашу ФБ-страничку. Оказывается, кроме выставок, мы провели более пятидесяти культурных мероприятий. Это и встречи с Владимиром Александровичем Карасёвым, представившим свою коллекцию древностей и подарившим нам замечательный вечер, посвященный Медату Кагарову. Актриса Елена Бурова читала отрывки из «Хамсы» А. Навои, а галерея специально для вечера предоставила коллекцию оригинальной книжной графики В. Кайдалова из собственного собрания по мотивам лирического наследия великого поэта. Мероприятия проходили в рамках первой выставки галереи ZERO LINE «Картина как образ времени», где были представлены полотна из частных собраний наших коллекционеров. Вячеслав Ахунов рассказывал о необыкновенных встречах с буддистскими монахами, оставившими ему в дар восемнадцать старинных буддистских икон и целый алтарь, которые стали основой очередной экспозиции «Хлопок одной ладони», вызвавшей живой интерес зрителей. Не могу не сказать об удивительной женщине, профессоре медицины Гавхар Вахидовой, для которой буддизм стал неотъемлемой частью жизни, источником постоянного вдохновения и поводом для удивительных путешествий. Помимо интереснейшего рассказа о путешествиях по Тибету, Центральной Азии и России, мы увидели два авторских короткометражных фильма Г. Вахидовой: «Путешествие в древний таинственный мир буддизма Средней Азии» и «Ладак. Восхождение к высотам красоты и духовности».
Встреча с философом Парвизом Курбонмамадовым, специалистом в области философии искусства, на которой говорили о философии Дзен в контексте современного искусства, плавно перетекла в завершающую встречу в рамках выставки. Единственный буддистский монах в Узбекистане, настоятель храма Ян Ги Хун, посетил нашу галерею и познакомил нас с некоторыми аспектами истории и основ философии буддизма, рассказал о правилах и укладе жизни монахов, ритме жизни самого храма. И это всё мероприятия только в рамках одной выставки!
Ещё большее удовольствие доставляло мне пройтись по галерее и насладиться выставкой великолепного акварелиста ни разу с 1987 года не удостоившегося внимания профессионалов от искусства и зрительского интереса Урумбая Ахунова, отца уже классика современного искусства Узбекистана художника-концептуалиста Вячеслава Ахунова, незаслуженно обделённого вниманием внутри нашего мира искусства, зато, как никто из наших творцов, отмеченного ведущими мировыми арт-площадками и уважаемыми теоретиками искусства. И величайшей честью для меня было организовать выставку В. Ахунова, показать его полотна зрителям и доказать, что в моей стране, выбравшей светский путь развития, нет ни запрещенного искусства, ни неугодных или неудобных художников времен, когда понятие «диссидент» звучало как приговор, а имена неудобных художников не принято было произносить вслух.
Не могу не отметить выставку «Видеоарт. Преодолевая недостоверность», где в течение целого месяца мы демонстрировали шедевры мирового видеоарта от момента возникновения до наших дней. Всего было представлено более сорока произведений на тринадцати видеоплоскостях. Переступая порог галереи, зритель задерживался на выставке примерно на полтора часа и уходил со стойким пониманием отличий видео-арта от документального кино, рекламы или музыкального клипа.
Выставка «Один шаг. Трагическое и комическое в искусстве Узбекистана» явилась результатом размышлений куратора об объединении произведений противоположных полюсов в едином выставочном пространстве, где они существуют, взаимно обогащая друг друга. И порой грустное и весёлое, пугающее и смешное, печальное и ироничное не просто стоят рядом, характеризуя творчество различных художников, но сплетаются воедино, в одном произведении, даруя зрителю противоречивые чувства, заставляя испугаться юмора, но победить страх смехом. Праздничные мотивы и общественные конфликты, проблемы экологии, жизненные юмористические зарисовки, национальный юмор и историческая трагедия, личная драма и социальная сатира – всё это было столь близко друг к другу, что стоило сделать лишь шаг… Конечно, центральным «трагическим» объектом внимания для зрителей стала работа Льва Резникова «Джамиля» (1988). Картина связана с историческими событиями в Средней Азии начала XX века: с одной из важных страниц национальной истории – движением за раскрепощение женщин – «худжум». На картине изображено убийство Джамили Газиевой. Радикально настроенные соотечественники забили ее камнями за несоблюдение норм шариата. Это монументальное полотно произвело впечатление на многих зрителей. И сегодня тема навязывания архаичных, давно изживших себя традиций и откровенного мракобесия актуальна и широко обсуждается в обществе. Ярким завершением выставки стало возвращение из Израиля на родину полотна Льва Резникова «Ночная Хива». Инициатором события стал сын Льва Ильича Игорь Резников, за это участие и неоценимый вклад в коллекцию живописных работ ZERO LINE – огромная благодарность. Следует отметить, что галерея активно сотрудничает с Центральным выставочным залом АХ Узбекистана и всегда использует любую предоставленную возможность показать часть своего собрания широкому зрителю. То есть все имеющиеся в собрании работы потенциально имеют шансы на внимание любителей живописи, мы очень стараемся, чтобы картины «работали» и были доступны всем интересующимся искусством.
«Сквер-АРТ. СКВЕРное искусство?» также явилось ярким событием в нашей столице. Для нас, инициаторов, здесь главным образом явился интересный результат совместной работы, где участники уже понимают друг друга с полуслова и научились слаженно работать в команде. Что это значит? Помимо организационных вопросов по оформлению экспозиции, мы обязательно пишем обзорные статьи к каждой выставке. Информирование зрителя не ограничивается простым пресс-релизом. Кроме статьи молодого и весьма одарённого искусствоведа Виктории Ерофеевой, зритель знакомится с текстами куратора и галериста. Это очень важный, на мой взгляд, момент. Ведь зрителю представлены не просто описательные тексты, а разные взгляды участников арт-процесса на происходящее. Куратор размышляет над общей идеей выставки в контексте проблем современного искусства, искусствовед изучает их генезис и выстраивает своеобразный рассказ, знакомя зрителей с самой экспозицией и погружая в атмосферу задуманного куратором повествования. Галерист размышляет отчасти с позиций зрителя и коллекционера искусства, обнажая проблемы, с которыми сталкивается сегодня собиратель современного искусства, и пытается найти пути их решения. Таким образом, у наших зрителей складывается многогранная картина происходящего, формируется требовательный и информированный зритель (потенциальный собиратель искусства), который не боится задавать смелые вопросы, имеет и высказывает своё собственное мнение об экспозиции, у которого всегда есть возможность получить дополнительную информацию о текущей выставке.
И, конечно, не могу не отметить очередной показ в галерее. Это фотоэкспозиция известного фотохудожника-документалиста Умиды Ахмедовой, имя которой хорошо известно читателям «Звезды Востока». Для меня было большим удовольствием работать с Умидой. Она очень чуткий человек и прекрасный профессионал, легко находит контакт со зрителем. Несмотря на сложные перипетии в её творческой судьбе, очень резонансные, вызвавшие волну известных возмущений в обществе, она смогла остаться доброжелательным, открытым и здраво рассуждающим человеком. Следует отметить, что данная выставка была особо отмечена многими средствами массовой информации как нашей страны, так и за рубежом, в том числе Русской службой BBC. Вся выставленная в галерее экспозиция Умиды Ахмедовой представляет огромный коллекционный интерес и уже сегодня в полном объёме приобретена галереей.
Таким образом, обозначенные вехи работы дают представление о целях и задачах, стоящих перед галереей, и способах их воплощения, о ее роли в столичном арт-пространстве.
Что касается перспектив развития галереи и её дальнейшей судьбы, то прогнозы делать трудно. Так как этот проект – инициатива частная, надеяться приходится только на себя. Конечно, сегодня уже можно говорить, что у галереи есть свой зритель, и мы благодарны за внимание и доброе к нам отношение со стороны творческой интеллигенции и любителей искусства. Нельзя не сказать о студенческой молодёжи, проявляющей неподдельный интерес к происходящему в галерее. И здесь мне вспоминается незабываемый вечер, посвящённый Оскару Уайльду, который был блестяще организован по инициативе наших частых гостей, молодых зрителей. Не думаю, что сегодня найдётся лектор, который сможет так же, два часа без остановки, рассказывать об английском философе, писателе, поэте и настоящем эстете, как это делали трое простых студентов нашего города, прямого отношения к искусству не имеющие. Это было для меня и для зрителей настоящим открытием и доставило массу удовольствия. Я готова и счастлива поддерживать такого рода начинания и всегда буду рада помочь в их организации.
Нельзя не отметить роль приобретателей живописи и графики. Круг коллекционеров у нас не очень широк, но именно от этих людей зависит будущее галереи. Именно они формируют арт-рынок, и в зависимости от их активности галерея может планировать свою дальнейшую деятельность, но, к сожалению, рынок находится в зачаточном состоянии, культура собирательства не развита, и в этом нет вины зрителя. Крупный бизнес не видит причины вкладываться в искусство, и его можно понять. Если бы государство давало преференции для крупных предпринимателей в виде налоговых или иных льгот, ситуация наверняка стала бы улучшаться. Более дальновидные представители бизнеса прекрасно осознают положительную перспективу вложения в искусство. Но, к сожалению, делая свой выбор, они вынужденно ориентируются на рынок Казахстана или РФ, где цена на полотна наших художников хотя бы как-то обозначена и можно проследить историю продаж по некоторым аукционам и крупным галереям. Другая очень важная проблема – это практически полное отсутствие специальной литературы по истории изобразительного искусства страны. Даже в самых книжных магазинах невозможно найти книг о жизни и творчестве даже крупных корифеев живописи Узбекистана. Эта огромная проблема требует скорейшего решения. Сегодня вся надежда на букинистические магазины, где всё ещё можно приобрести литературу по изобразительному искусству советского периода, но этого, конечно, недостаточно. Мы пытаемся внести какую-то лепту в решение этой проблемы. На нашем сайте открыт раздел «Литература об искусстве Узбекистана». Редкие издания мы сканируем, и все интересующиеся могут ознакомиться с уже раритетными книгами нашей библиотеки.
Будем надеяться, что галерея, этот новый очаг культуры, сумеет с достоинством справиться с возложенной на неё благородной миссией.

Изабелла
САБИРОВА

Саҳифа 126 марта ўқилган.