Подробности пребывания в Ташкенте Сергея Есенина, безусловно, представляют большой интерес, ибо жизнь каждого великого национального поэта неотделима от его творческой работы и крайне важна для правильного восприятия оставленного им литературного наследия.
Современный Ташкент сильно отличается от того города, который увидел Сергей Есенин в мае 1921 года, приехав в гости к своему другу по многолетней почтовой переписке, жившему в Ташкенте русскому поэту Александру Ширяевцу. Разрушительное землетрясение 1966 года и последующее капитальное строительство практически до неузнаваемости изменили т. н. новый город, то есть европейскую часть столицы Туркестана, где, собственно, и были расположены почти все объекты, которые можно было бы назвать «есенинскими местами» в Ташкенте.
К первой категории есенинских мест относится то, что в какой-то степени сохранилось до нашего времени, и где не помешало бы установить памятные знаки или мемориальные доски. К сожалению, в эту категорию попадает только один объект – Дом просвещения им. А. В. Луначарского. Так в 1921 году называлось бывшее Военное собрание на Московской улице, ныне – это главное здание Ташкентского юридического университета на проспекте Амира Темура. Современный фасад здания сильно перестроен, но внутренние помещения остались в неприкосновенности, в частности, зрительный зал, где 14 мая 1921 года, в субботу, С. Есенин принимал участие в поэтическом вечере ташкентского поэта Семена О-кова (Овсянникова). Военное собрание выстроено в 1885 году. И, хотя оно было предназначено для клуба офицеров императорской армии, этот старейший зрительный зал в городе стал на долгие годы главным общественным центром столицы Туркестанского края. Здесь проходили концерты, лекции, рождественские вечера, выставки, ученые съезды. Его стены помнят, например, знаменитых путешественников – Николая Пржевальского и Свена Гедина. Здесь пел Федор Шаляпин, бывали почти все знаменитости, посещавшие Ташкент. Внешний вид Дома просвещения реконструируется по многочисленным дореволюционным фотографиям. Здание к 1921 году не изменилось, о чем свидетельствуют, например, снимки И. Н. Панова, сделанные даже позднее – в конце 20-х годов ХХ века.
С пребыванием С. Есенина связан, конечно, Ташкентский железнодорожный вокзал (ныне – Северный), построенный в 1899 году по проекту знаменитого ташкентского архитектора Г. М. Сваричевского. К нашему времени он пережил уже три капитальные реконструкции, но стоит все на том же самом фундаменте. Во времена С. Есенина это было длинное одноэтажное строение из буро-желтого кирпича в характерном туркестанском стиле, украшенное в центре и по краям куполами. Со стороны железнодорожных путей перрон украшал айван на стройных высоких колоннах. Это первое, что увидел С. Есенин в Ташкенте. Многие мемуаристы, в том числе ташкентская гимназистка Е. Г. Михайлова и художник Ф. В. Лихолетов, свидетельствуют, что во время пребывания в нашем городе поэт жил в служебном спецвагоне своего московского товарища Г. Р. Колобова, ответственного комиссара Наркомата транспорта, с которым С. Есенин приехал в Туркестан.
Известно, что С. Есенин неоднократно выступал с публичным чтением своих стихов перед ташкентцами, и можно достоверно установить несколько таких мест.
В воспоминаниях невесты ташкентского друга С. Есенина М. П. Костеловой (Новиковой) упоминается синематограф «Туран», в котором перед началом киносеансов было принято организовывать выступления артистов и поэтов. Здесь читал свои стихотворения и С. Есенин. Центральный летний кинотеатр «Туран» находился на месте современных ташкентских курантов – фасадом на нынешнюю улицу Амира Темура. Первые известные фото синематографа «Туран» датированы 20-ми годами ХХ века.
В воспоминаниях ташкентской поэтессы Н. М. Савич (Маджи) есть сведения о том, что С. Есенин с чтением стихов выступал перед началом киносеансов и в другом популярном ташкентском синематографе – в «Зимней Хиве». Это был первый стационарный кинотеатр города. Он построен в 1911 году на углу бывших улиц Романовского и Кауфманской (ныне Буюк Турон и Саильгох) на средства опального великого князя Николая Константиновича по проекту архитектора Г. М. Сваричевского. Кинотеатр под послевоенным названием «Молодая Гвардия» сохранялся до землетрясения 1966 года. Он имел запоминающийся облик и несколько раз реконструировался.
Неузнаваемо изменился к сегодняшнему дню прославленный театр «Колизей», переименованный затем в театр им. Свердлова, самое крупное и вместительное (1100 мест) зрелищное общественное здание нового города. Оно построено в 1913 году ташкентским инженером Г. Поповым по проекту варшавского инженера А. Гарнея для местного коммерсанта Г. Ценцадзе. Театр наглядно подтверждал высокое развитие технической и архитектурной мысли в Туркестане. До XXI века от него сохранился только оригинальный железобетонный купол системы Шведлера, который исправно служит уже второе столетие современной товарной Бирже на улице Бухоро. По свидетельству Е. Г. Михайловой, в один из майских дней 1921 года ташкентская публика устроила неожиданную овацию сидящему в театре «Колизей» в качестве простого зрителя С. Есенину, не давая начать представление, и поэт вынужден был достаточно долго читать на авансцене свои стихотворения перед началом оперного спектакля.
Точно датировано – 25 мая 1921 года – выступление С. Есенина в Туркестанской народной библиотеке. В дальнейшем в этом помещении располагалась юношеская Государственная публичная библиотека им. А. Навои, окна и характерное парадное с крыльцом выходили на современную улицу Буюк Турон примерно там, где теперь расположен угол здания художественной галереи НБУ. Редкую фотографию­ этого памятного места, сделанную, правда, только в 60-е годы ХХ века, можно увидеть в экспозиции Музея С. Есенина в Ташкенте.
Е. Г. Михайлова свидетельствовала о том, что Сергей Есенин выступал с лекцией об имажинизме в ташкентском клубе Красной Армии. Сейчас это территория полиграфического концерна «Шарк». Фотографию клуба, сделанную в начале двадцатых годов ХХ века, несмотря на многолетние поиски, пока найти не удалось.
По воспоминаниям ташкентских знакомых поэта Е. Э. Ромонад и М. П. Костеловой, Сергей Есенин читал свои стихи также в Студии искусств. В известной книге П. И. Тартаковского «Свет вечерний шафранного края» (Ташкент, 1981) эта Студия искусств без достаточных на то оснований помещена автором в Туркестанской народной библиотеке. Между тем, в 1921 году в Ташкенте существовала только одна Студия искусств – художественная школа, руководимая известным художником И. С. Казаковым, а занимались студийцы в популярном у ташкентцев Дворце Труда – двухэтажном дореволюционном магазине Д. Захо на углу бывших улиц Ирджарской и Кауфманской (ныне – Зарафшан и Саильгох). Теперь здесь угловое строение комплекса ресторана «Зарафшан».
Среди других помещений общественного характера, не связанных с публичными выступлениями С. Есенина, очевидно, следует рассмотреть прежде всего вопрос о местоположении чайханы на Шейхантауре, которая, по многочисленным сообщениям современников, чрезвычайно нравилась поэту. Во времена С. Есенина комплекс Шейхантаур представлял собой романтическое большое кладбище, напоминающее парк со старинными почитаемыми мавзолеями святых. Чайханы и торговые лавки могли располагаться здесь только между центральным входом и мечетью Сейид Азимбая, на небольшом пространстве до так называемого «второго чортака». Известно также, что в чайхане, где регулярно бывали С. Есенин и его ташкентский собрат-поэт Александр Ширяевец, они сиживали на балахане, откуда хорошо просматривались верхушки деревьев. Такое место могло быть единственно только внутри Шейхантаура. Фотографии входа в Шейхантаур со стороны нынешнего проспекта А. Навои делались неоднократно и хорошо известны. Однако воспетой С. Есениным чайханы на них не видно. Но недавно вышел большой альбом ранее не публиковавшихся снимков известного ташкентского фотомастера М. З. Пенсона. Среди помещенных там работ есть фото, сделанное изнутри Шейхантаура, где справа от главных шейхантаурских ворот ясно видна скромная чайхана с надстройкой. Очевидно, это и есть вход в ту самую чайхану Ахмаджана. Имя владельца устанавливается по стихотворению А. Ширяевца «Ем сочный виноград, янтарно-хризолитовый…» из его книги «Край солнца и чимбета – туркестанские мотивы» (Ташкент, 1919).
Можно отнести к есенинским местам в Ташкенте и самый популярный в те времена ресторан «Регина», тем более что в книге П. И. Тартаковского приводятся воспоминания художника Ф. В. Лихолетова о С. Есенине, где упоминается этот ресторан. На старых фото Ташкента можно найти вид ресторана «Регина» (он первоначально именовался «Рестораном Дмитрия Захо»), который зазывал посетителей на углу бывших улиц Петроградской (ныне – улица Матбуотчилар) и Иканской (не существует сегодня).
К следующей категории памятных есенинских мест в Ташкенте следует отнести адреса квартир знакомых С. Есенина, где поэт, естественно, бывал. Однако отыскать фотографии этих в 20-е годы ХХ века совершенно ординарных мест весьма затруднительно. Приходится опираться на гораздо более поздние документальные съемки, которые могли быть сделаны краеведами-есенинолюбами в 50-е и 60-е годы ХХ века.
Это в первую очередь фото двухэтажного дома по улице Новой, 56, на втором этаже которого в квартире № 15 жил в 1921 году друг С. Есенина А. Ширяевец с матерью Марией Ермолаевной. Единственный снимок этого дома экспонируется в Музее С. Есенина в Ташкенте и выполнен незадолго до ташкентского землетрясения 1966 года. Позднее правая сторона улицы Новой (теперь улица Каблукова) с четными номерами домов была снесена в ходе реконструкции, и только один, соседний 58 дом, стоит до настоящего времени.
Другой есенинский адрес – одноэтажная усадьба, где жила семья Михайловых и где в майские дни 1921 года поэт бывал особенно часто: улица Первомайская, 4. Этот дом до революции принадлежал мастеру вагонного цеха Среднеазиатских железнодорожных мастерских Приходько, а после 1918 года – жилколлективу № 352, объединившему два рядом стоящих дома – № 4 и № 6. Фотографии строения с фасадом на улицу Первомайскую (теперь это начало проспекта А. Навои) сделаны только в 60-е годы ХХ века и тоже хранятся в фондах ташкентского Музея С. Есенина. Дом простоял до конца ХХ века, будучи семейным общежитием НПО «Технолог». Семью Михайловых, по свидетельствам мемуаристов, посещали многие известные деятели культуры, в том числе Ф. И. Шаляпин и В. Ф. Комиссаржевская. Историческое здание снесено в 1997 году в ходе строительства высотной гостиницы «City palace».
Третий известный есенинский адрес – улица Ирджарская, 4. В одноэтажном доме постройки 70-х годов XIX века жил ташкентский поэт Валентин Вольпин, в квартире которого 27 мая 1921 года Сергей Есенин впервые прочитал только что им написанную драматическую поэму «Пугачев». Этот эпизод есенинской биографии был красочно описан еще в 1926 году самим В. И. Вольпиным. Дом стоял на улице Кирова, сегодня называющейся Зарафшан, и был снесен в конце ХХ века для постройки на этом месте Монетного двора Узбекистана. Наиболее ранний снимок этого исторического здания есть в моей коллекции «Ташкентская старина». Он сделан в середине 50-х годов ХХ века.
Внимательно изучая свидетельства мемуаристов, можно указать еще несколько точек на карте Ташкента, которые достоверно связаны с пребыванием в городе С. Есенина.
Ташкентский поэт Павел Дружинин в своих воспоминаниях рассказывает о первой встрече с С. Есениным, состоявшейся в управлении продснабжения армии Туркестанского фронта. В те годы оно помещалось в бывшей гостинице «Националь», построенной в 1912 году архитектором И. Маркевичем. Частично это сооружение сохранилось на современной улице Бухоро.
На той же улице (во времена С. Есенина – Джизакской, а потом – ул. «Правды Востока») помещалось ТуркРосТА, в котором, согласно ныне утерянным воспоминаниям писательницы Анны Алматинской, С. Есенин выполнял какую-то литературную работу. Следовательно, площадь знаменитого Воскресенского базара (современную Театральную с ГАБТом им. А. Навои) можно несомненно отнести к есенинским местам, что подтверждается воспоминаниями известного дипломата Ф. Ф. Раскольникова, опубликованными им в эмиграции, где описана его встреча в мае 1921 года с С. Есениным, произошедшая за пловом в ошхоне Воскресенского базара.
Не исключено, что в будущем отыщутся другие новые материалы, дополняющие наше краткое путешествие по памятным есенинским местам в Ташкенте.

Борис ГОЛЕНДЕР

Саҳифа 238 марта ўқилган.