МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ

В старогородской части современного Ташкента есть удивительный образец восточного зодчества, одно из характерных строений архитектурного ансамбля Чорсу – медресе Кукельдаш. Здание построено на месте одних ворот (их было трое), в крепостной стене, окружавшей средневековый город, и является самым крупным из двадцати трех строений подобного назначения, сохранившихся до наших дней.
Согласно документальным сведениям, дошедшим до настоящего времени, медресе Кукельдаш было возведено во второй половине XVI века по приказу визиря шейбанидских правителей Дервиш-хана, по прозвищу «Кукельдаш», что означает «молочный брат». Дервиш-хан был молочным братом самого хана и слыл не только успешным царедворцем, но и талантливым ученым.
На протяжении веков здание медресе было средоточием городской жизни, в разные периоды служило учебным заведением, караван-сараем и даже оборонительной крепостью. Вокруг него шумел многолюдный базар, глашатаи обнародовали указы правителей, торговцы предлагали покупателям разнообразные товары, которые в Ташкент доставляли многочисленные караваны. И сегодня базар Чорсу, расположенный вблизи от медресе Кукельдаш, является одним из самых больших базаров столицы.
Медресе Кукельдаш в наши дни – это не только замечательный историко-архитектурный памятник. В условиях бурно развивающегося в настоящее время туризма, медресе Кукельдаш – традиционная «отправная точка» для интересных экскурсий по «старому» городу.
Давайте и мы совершим мысленную экскурсию. Вот, миновав изящный высокий входной портал и идя вдоль двухъярусных балкончиков, украшенных угловыми башенками, которые называются «гульдаста», мы отмечаем про себя, что медресе построено из жжёного кирпича. Выходим затем в традиционный для медресе большой внутренний двор. Вокруг расположены ­кельи, в которых в прошлые времена проживали студенты медресе, называемые «худжрами». Здесь же расположена «дарсхона» – комната для занятий. Кое-где ещё сохранился декор – майолика и глазурованный кирпич, а на окнах медресе имеются специальные солнцезащитные решётки – «панжара». С медресе Кукельдаш связано множество легенд. Было время, когда якобы с высокого парапета медресе на прилегающую улицу Шейхантаур сбрасывали завязанных в мешки неверных жён – тогда это считалось действенным способом поддержания высокой общественной нравственности. Ещё одна легенда повествует о необычном раскидистом фисташковом дереве, которое в течение нескольких сотен лет росло и плодоносило прямо на одном из куполов медресе и считалось священным. Если подойти к одной из стен медресе, мы увидим, что на ней выгравирована надпись: «Мастер смертен, уход его неизбежен, но дела мастера переживут века…» Так оно и случилось. Безвестные мастера строили и восстанавливали медресе на протяжении веков, и сейчас оно продолжает радовать наш взор…

Пятничная мечеть

После арабского завоевания в VIII веке, древний зороастрийский Ташкент, который в то время назывался Чач, был полностью разрушен, превратился в руины. Пришельцы-арабы даже название города исказили. В их языке не было звука «ч», и название «плодородная чирчикская долина», в которой лежит Ташкент, превратилась в «аш-Шаш».
В 819 году молодой эмир Яхья ибн Асад, которого арабский халиф назначил правителем всей территории сегодняшней Ташкентской области, остановил коня на холме, который и в наши дни достаточно четко виден между тремя городскими районами – Чорсу, Хадра и Эски-Жува, и сказал: «Здесь мы построим нашу столицу, на холме вырастет город Аль-Шаш – северный форпост Мавераннахра!» В его свите были гвардейцы-тюрки, которые дружно подхватили слова командира: «Да, да, именно здесь подымется город Шаш!» На языке тюрков позже Шаш превратился в Шашкент, а потом – в Ташкент. На самой вершине выбранного холма Яхья ибн Асад приказал заложить фундамент первой в Ташкенте соборной Пятничной мечети.
Соборная Пятничная мечеть получила в свое время исключительно оригинальное архитектурное решение: здание – кубический объём, перекрытый куполом с четырьмя оконцами в невысоком барабане. В восточной стене, обращенной во двор, крупная арка. Скуфья купола сфероконическая, ­­без декора. Купол основан на сфероконических парусах. Арки и ниши входного проема стрельчатые, не среднеазиатского, а, как утверждают специалисты, скорее, готического абриса. Общая планировка мечети вытянута в виде прямоугольника с крупным объемом здания в конце продольной оси восток-запад.
Это третья по величине Пятничная мечеть в Узбекистане – после мечети Биби-Ханум в Самарканде и мечети Калян в Бухаре. Три больших купола отреставрированной ныне Ташкентской соборной Пятничной мечети украшают исторический холм Старого города.

Мавзолей Занги-Ота

Комплекс Занги-ота расположен в селении Зангиата, находящемся близ Ташкента в юго-западном направлении. Памятники архитектуры, возникшие на месте захоронения шейха Ай-Ходжа, по прозвищу Занги-ота, безусловно, представляют большую историческую и художественную ценность.
По преданию, святой Занги-ота был чабаном, это считалось весьма почетной работой. Он не только сохранял и преумножал основные богатства своих сельчан – стада коров и овец, – но был также духовным пастырем общины: разрешал споры, утешал сердца, наставлял в вере, исцелял больных и даже творил чудеса.
В ансамбль Занги-ота входят усыпальница святого, поминальная мечеть, ­минарет для созыва верующих на молитву и медресе.
В мавзолее сохранились уникальные детали: мраморное надгробие Занги-оты, покрытое художественной резьбой, сохранившееся ещё со времен Амира Темура, остатки мозаичной панели и выполненное мозаикой панно на портале.
Специалисты отмечают интересное архитектурное решение древних зодчих: мечеть перекрыта ординарными сфероконическими куполами, сложена из квадратного жженого кирпича. Первоначально интерьер был расписан растительным орнаментом и надписями, однако все это не сохранилось.
Рассказывают, что великий Темур первоначально приказал отстроить мавзолей мусульманскому святому Ходже Ахмаду Яссави. Когда строился мавзолей, неожиданно появлялся бык, следом разрушавший все, что успевали возвести. Так продолжалось три дня. Тогда Амиру Темуру во сне явился Ходжа Ахмад и подсказал правителю, что надо построить сначала мавзолей для Занги-оты. Сахибкиран приказал оказать почести Занги-оте, отстроив мавзолей, а уж затем возвести мавзолей Ахмаду Яссави.
Мемориальный комплекс Занги-ота находится всего в 15 километрах от Ташкента, и это делает его одной из наиболее посещаемых достопримечательностей столицы.

Дворец князя Романова в Ташкенте

В самом сердце столицы находится очень красивое и необычное для архитектуры Ташкента здание, выстроенное в стиле модерн, модном в конце XIX – начале XX вв. – дворец князя Романова. Дворец князя Николая Константиновича Романова, племянника Александра II и внука Николая I, который был сослан в Туркестанский край и провел здесь всю свою жизнь, был построен в 1891 году по проекту архитекторов В. С. Гейнцельмана и А. Л. Бенуа. Великий князь оставил о себе в Туркестане добрую память: занимался прокладкой оросительных каналов в Голодной степи, построил мыловаренный завод, организовал фотографические мастерские, бильярдные, курировал продажу кваса, переработку риса, мыловаренные и хлопковые мануфактуры. Полученные деньги он вкладывал в покупку предметов искусства. Впоследствии мраморные скульптуры и картины из коллекции Великого князя Николая Константиновича составили основу Музея Искусств Узбекистана. Здание дворца князя Романова украшено ажурными решетками, окнами причудливой формы и декоративными башенками. Вход в здание «охраняют» скульптуры собак в натуральную величину, а по обеим сторонам входной лестницы на мраморных цоколях лежат бронзовые олени с большими ветвистыми рогами. В прошлом у входа во дворец была установлена скульптура Атланта, согнувшегося под тяжестью земного шара; сейчас она тоже хранится в Музее искусств.
После смерти князя в 1918 году дворец Николая Романова был превращен в художественный музей. Позже здесь располагались Республиканский дворец пионеров, Музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана (до начала 1990-х). В настоящее время здание используется в качестве Дома приёмов МИД Узбекистана.

Тимур Гулямов

 

Саҳифа 263 марта ўқилган.